Цель: формирование экологически грамотной личности, ответственно относящейся к окружающей среде, демонстрирующей практические навыки в экологическом и природоохранном направлении.
1. «БИОРАЗНООБРАЗИЕ»
Цель: организация деятельности воспитанников, направленной на изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования, изучение способов сохранения и увеличения видового разнообразия.
1.1. Изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (не коренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории.
№
|
Направление
|
Формы работы
|
Время проведения
|
1.1.1
|
Знакомимся с деревьями и кустарниками на территории учреждения дошкольного образования
|
Экскурсия-наблюдение
|
сентябрь
|
1.1.2
|
Путешествие по экологической тропе
|
Работа по станциям тропы
|
октябрь,
январь,
май,
июль
|
1.1.3
|
Краски осени
|
Занятие по образовательной области «Ребенок и природа»
|
октябрь
|
1.1.4
|
Зимний сон: деревья и кустарники зимой
|
Экскурсия-наблюдение
|
декабрь
|
1.1.5
|
Будь природе другом
|
Занятие – игра по образовательной области «Ребенок и природа»
|
январь
|
1.1.6
|
Жалобная книга природы
|
Создание альбома
|
февраль
|
1.1.7
|
Весенний букет на окошке
|
Наблюдение за появлением и ростом почек деревьев и кустарников в помещении
|
март
|
1.1.8
|
Как появляются листья
|
Экскурсия-наблюдение
|
апрель
|
1.2. Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории.
№
|
Направление
|
Формы работы
|
Время проведения
|
1.2.1
|
Что растёт на нашей территории?
|
Экскурсия-наблюдение
|
сентябрь
|
1.2.2
|
Растения-лекари – какие они
|
Беседа-рассуждение
|
октябрь
|
1.2.3
|
Растения полезные, растения опасные
|
Занятие – игра по образовательной области «Ребенок и природа»
|
ноябрь
|
1.2.4
|
Растения Красной книги
|
Занятие по образовательной деятельности «Ребёнок и природа»
|
апрель
|
1.2.5
|
Первоцветы
|
Наблюдение на прогулке
|
апрель
|
1.2.6
|
Познай-ка
|
Практическая работа (изучение гербариев, определителей растений, детских энциклопедий с целью определения видов растений, произрастающих на территории учреждения образования
|
май
|
1.2.7
|
Снова здравствуйте, зелёные травинки!
|
Экскурсия-наблюдение
(изучение видов дикорастущих травянистых растений на территории учреждения и близлежащем окружении)
|
май
|
1.2.8
|
В поле, цветнике, огороде!
|
Трудовая деятельность уходу за растениями в точках экологической тропы «Огород», «Цветники».
|
июнь
|
1.3.Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования
№
|
Направление
|
Формы работы
|
Время проведения
|
1.3.1
|
Пернатые соседи
|
Экскурсия-наблюдение
|
октябрь
|
1.3.2
|
Птицы зимующие и перелётные
|
Оформление папки
|
декабрь
|
1.3.3
|
Птицы Красной книги
|
Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа»
|
апрель
|
1.3.4
|
Птичий городок
|
Наблюдения в природе с воспитанниками на остановке экологической тропы
|
май
|
1.4.Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования
№
|
Направление
|
Формы работы
|
Время проведения
|
1.4.1
|
Муравейник
|
Беседа-рассуждение воспитанниками на остановке экологической тропы
|
октябрь
|
1.4.2
|
Насекомые разные: полезные и опасные
|
Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа»
|
март
|
1.4.3
|
Богатый мир насекомых
|
Экскурсия-наблюдение
|
май
|
2. «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»
Цель: формирование сознательного отношения у детей и взрослых к сбережению и экономии энергоресурсов в учреждении дошкольного образования и дома.
№
|
Направление
|
Формы работы
|
Время проведения
|
2.1
|
Умеете ли вы экономить энергию?
|
Анкета для родителей
|
сентябрь
|
2.2
|
Где живёт электричество в детском саду?
|
Экскурсия по учреждению дошкольного образования
|
октябрь
|
2.3
|
Охотники за пропадающей энергией
|
Экскурсия по учреждению дошкольного образования
|
ноябрь
|
2.4
|
Сбережем планету»
по сказке «Теремок»
|
Развлечение
|
ноябрь
|
2.5
|
Приключение лампочки
|
Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество»
|
декабрь
|
2.6
|
Внимание! Экономим и бережём!
|
Размещение детских рисунков-напоминалок в местах потребления энергии
|
февраль
|
2.7
|
Вот так вот нен надо!
|
Флэш-моб
|
март
|
3. «ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ»
Цель: приобщить детей и взрослых к рациональному использованию воды через различные виды и формы совместной образовательной и поисково-исследовательской деятельности.
№
|
Направление
|
Формы работы
|
Время проведения
|
3.1
|
Откуда берется вода?
|
Беседа-рассуждение
|
октябрь
|
3.2
|
Откуда и куда течет река?
|
Беседа-рассуждение
|
октябрь
|
3.3
|
С природой не шутите - воду берегите!
|
Изготовление и размещение детских рисунков-напоминалок в местах расхода воды
|
ноябрь
|
3.4
|
Почему заболела река?
|
Решение логической проблемы
|
декабрь
|
3.5
|
Почему Беларусь называют «синеокой»?
|
Беседа-рассуждение
|
январь
|
3.6
|
«Лед - это твердая вода», «Пар - это тоже вода», «Животворное свойство воды», «Круговорот воды», «Чистая ли вода в реке «Случь?», «Можно ли пить морскую воду?»
|
Опыты и эксперименты
|
февраль
|
3.7
|
Путешествие Капельки
|
Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа»
|
март
|
3.8
|
Река «Случь»
|
Экскурсия на берег реки
|
апрель
|
3.9
|
Откуда у нас в доме и в детском саду вода?
|
Обобщающая беседа
|
май
|
4. «ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ»
Цель: привлечение внимания детей и родителей к проблеме загрязнения окружающей среды отходами, определение способов минимизации отходов, освоение приёмов раздельного сбора мусора.
№
|
Направление
|
Формы работы
|
Время проведения
|
4.1
|
Откуда берётся мусор?
|
Познавательная беседа
|
октябрь
|
4.2
|
Как уменьшить количество мусора?
|
Решение проблемной ситуации
|
ноябрь
|
4.3
|
Что такое отходы и откуда они появляются?
|
Беседа-рассуждение
|
декабрь
|
4.4
|
Уроки Мудрой Совы. Что такое раздельный сбор мусора?!
|
Дидактическая игра
|
январь
|
5. «КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»
Цель: наблюдение за погодой, состоянием атмосферного воздуха на территории; определение степени загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения.
№
|
Направление
|
Формы работы
|
Время проведения
|
5.1 |
Определение степени загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования |
Опыты |
январь |
5.2 |
Природный патруль |
Познавательная деятельность с заполнение дневника наблюдений за погодой |
круглый год |
5.3 |
Устный журнал "Секреты чистого воздуха" |
Взаимодействие с родителями воспитанников |
апрель |
6. «ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАБОТЕ С МЕСТНЫМ ОБЩЕСТВОМ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ)
Цель: реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование об экологических проблемах своей местности, приобщение детей и взрослых к рациональному использованию природных ресурсов.
№
|
Направление
|
Формы работы
|
Время проведения
|
6.1
|
«Биоразнообразие»
|
Выставка творческих работ «Чудесные превращения осени»
|
октябрь
|
6.2
|
«Биоразнообразие»
|
Конкурс на лучший рисунок «Птицы моей страны»
|
октябрь
|
6.3
|
«Биоразнообразие»
|
Выставка детских работ «Интересное насекомое»
|
октябрь
|
6.4
|
«Биоразнообразие»
|
Изготовление и размещение на территории учреждения кормушек, заготовление корма для птиц «Птичья столовая»
|
ноябрь
|
6.5
|
«Биоразнообразие»
|
Природоохранная акция «Каждому скворцу по уютному дворцу»
|
март
|
6.6
|
«Биоразнообразие»
|
Природоохранная акция «Красота спасет мир». Весенняя посадка саженцев деревьев, кустарников.
|
апрель
|
6.7
|
«Энергосбережение»
|
Конкурс рисунков и плакатов «Сэкономим энергию»
|
январь
|
6.8
|
«Энергосбережение»
|
Акция по сбору макулатуры «Сдай бумагу, сбереги дерево!»
|
апрель
|
6.9
|
«Водосбережение»
|
Конкурс рисунков «Где живут капли в детском саду?»
|
декабрь
|
6.10
|
«Обращение с отходами»
|
Природоохранная акция «Крышечки вместо денег»
|
ноябрь-апрель
|
6.11
|
«Обращение с отходами»
|
Природоохранная акция «Сдай бумагу-сбереги дерево»
|
апрель
|