Советы психолога
«Рекомендации воспитателям дошкольного образования и специалистам при проведении специально организованной деятельности в группе»
ПАМЯТКА
«Рекомендации воспитателям дошкольного образования и специалистам
при проведении специально организованной деятельности в группе»
- На начальных этапах совместных занятий детсадовской группы и включенного в нее аутичного ребенка использовать в качестве задания для аутичного ребенка то, что доставляет ему удовольствие, — это занятия, в которых можно оставить его одного, чтобы он не мешал другим детям, например, для раскладывания карточек, листания книг. Важно, что он уже присоединился к группе, сел за стол.
- Знать уровень языковой компетентности аутичного ребенка и не завышать уровень используемой в обращении с ним речи, продумывать способ подачи того или иного задания, темы.
- Разговаривать четким голосом со слегка поднятой интонацией, но не кричать.
- На первых этапах обучения использовать простые слова и короткие предложения (когда даете указания (инструкции)), и убеждаться в том, что ребенок вас понял, и иногда повторять сказанное несколько раз.
- В процессе общения, обучения расширять языковые навыки ребенка через спланированное заранее предъявление усложненных инструкций, которые находятся на границе настоящего уровня понимания речи ребенком.
- Дополнять слова наглядными средствами: картинками, рисунками, фотографиями, письмом, использовать различные текстуры, реальные предметы, чтобы ребенок мог чувствовать и держать их в руках. Стараться увязать занятия с опытом и повседневной жизнью ребенка.
- Избегать словесных штампов, намеков и образных выражений (идиом). Ребенок с РАС не понимает скрытую информацию, воспринимает ее буквально.
- Учитывать, что трудность понимания речи и буквальность интерпретаций могут приводить к искаженному восприятию услышанного и прочитанного.
- Обращаться к ребенку по имени как можно чаще, чтобы он знал, что вы обращаетесь к нему.
- Обращать внимание ребенка на важные послания, говорить, например, так: «Смотрите, слушайте внимательно».
- Избегать вопросов типа «Зачем ты это сделал?», потому что аутичный ребенок не способен объяснить причину своего поступка и вербально выразить свои желания. Ребенку требуется специальное обучение для понимания и объяснения другим людям причин своих действий.
- Задавать аутичному ребенку вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
- Научить самостоятельно пользоваться визуальными подсказками
- Не пытаться ускорить разговор, не перебивать, не торопить и не поправлять ребенка во время ответов.
- При обучении новым навыкам использовать поэтапность:
-привлеките внимание ребенка, называя его по имени;
-начинайте проводить занятие. Помните, что при предъявлении нового материала рекомендуется снижать темп ведения занятия. Аутичному ребенку требуется более продолжительное время для запоминания и осмысления ситуации;
-предъявляйте задания через короткие учебные/игровые задачи;
-наблюдайте за реакцией ребенка, на каждом шагу убеждайтесь, что ваш стиль общения ясен и доступен ребенку, что он понимает задание;
-давайте ребенку выполнить сначала легкие задания. Используйте принцип «от простого к сложному». Возвращайтесь к более простому, если обнаруживаются проблемы;
-старайтесь по возможности связывать задания с интересами ребенка;
-предлагайте задания, насколько это возможно, конкретно, в виде наглядных инструкций (рисунки, фотографии). Прикрепляйте их слева направо либо сверху вниз, т.е. в определенном порядке;
-используйте образцы для демонстрации ожидаемого от ребенка конечного результата. Разрешите аутичному ребенку подойти и посмотреть эти образцы;
-будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если ребенок вас не понял с первого раза;
-давайте малышу время от времени возможность заниматься любимым делом в качестве поощрения за старания при выполнении заданий (фиксированное время, можно использовать песочные часы);
-давайте задания, которые более всего соответствуют уровню развития ребенка. При прекращении выполнения задания и в выходе ребенка из-за стола, где проводится групповое занятие. Позвольте ребенку уединиться.
Планируя занятия, обдумайте результаты, которых вы ждете от группы в целом и от ребенка с РАС в отдельности.
Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/10/21/osobennosti-soprovozhdeniya-detey-s-rasstroystvami
Подготовила педагог-психолог Бойко Ю.Ф.
Анонимный чат-бот
21.05.2024Анонимный чат-бот «Помощь»
kids.pomogut.by - активная ссылка
В мессенджере Telegram начал функционировать анонимный чат-бот «Помощь», направленный на оказание помощи несовершеннолетним, ставших жертвами преступлений сексуального характера.
https://kids.pomogut.by- это интернет-портал для детей, разработанный Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь, который направлен на предупреждение и противодействие эксплуатации детей в сети Интернет.
Детство без насилия
21.05.2024Управление по образованию Солигорского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Старобинский детский сад № 1 Солигорского района»
Консультация для родителей:
«Половая неприкосновенность несовершеннолетних»
Подготовил
Педагог-психолог
Бойко Ю.Ф.
Старобин, 2024
«Половая неприкосновенность несовершеннолетних»
В последние годы предметом особого внимания общественности и правоохранительных органов стала тема прав детей и подростков, связанная с ростом числа преступлений против несовершеннолетних.
Нарушения, возникающие вследствие насилия, затрагивают все уровни жизни ребёнка: познавательную сферу, физиологические процессы, соматическое здоровье. У ребенка, подвергшегося насилию, наблюдаются стойкие изменения личности, которые препятствуют полноценному развитию и социализации в обществе.
Особая уязвимость детей в случаях насилия объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели, педагоги.
Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.
Основы полового воспитания необходимо закладывать в семье, то есть в том месте, где ребенок проводит большую часть своей жизни, получает основы семейного воспитания. При этом в 70% случаев посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу личности несовершеннолетнего происходят именно внутри семьи.
К важнейшим профилактическим мерам по предупреждению половых преступлений в отношении несовершеннолетних относится укрепление института семьи. Нередко родители не выполняют возложенные на них функции по воспитанию несовершеннолетних и контроля за их поведением, обрекая тем самым последних на беспризорность, что является одной из предпосылок совершения рассматриваемой группы посягательств. Поэтому важное значение приобретает борьба с беспризорностью.
Кроме того, одной из причин совершения рассматриваемой группы посягательств является ненадлежащий надзор за детьми со стороны родителей. Большинство половых преступлений были совершены в результате того, что родители оставляли детей без присмотра играть на улице, не провожали в школы и детские сады, чем пользовались преступники, уводя детей под различными предлогами в уединенные места, где и совершали преступления.
Поэтому для предупреждения подобных посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних необходимо улучшить профилактическую работу в образовательных учреждениях, постоянно разъясняя подросткам правила поведения на улице и в других местах. Половые преступления представляют собой умышленные действия, посягающие на охраняемые уголовным законом половую неприкосновенность, нравственное и физическое развитие несовершеннолетних и малолетних, а также на половую свободу взрослых лиц.
Признаки сексуального насилия у детей и подростков
Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.
В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.
Физические признаки (симптомы): экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия); повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры; нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются: - порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье; гематомы (синяки) в области половых органов; кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов; гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах; боль в нижней части живота; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; болезни, передающиеся половым путем, беременность.
Изменения в поведении: сексуализированное расстройство; изменения в выражении сексуальности ребенка: чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания; поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни; соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым; сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста); необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка: замкнутость, изоляция, уход в себя; депрессивность, грустное настроение; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности; частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста); истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями; отчуждение от братьев и сестер; терроризирование младших и детей своего возраста; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).
Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки: неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше); прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию); отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Изменения самосознания ребенка: падение самооценки; -мысли о самоубийстве, попытки самоубийства
Появление невротических и психосоматических симптомов: боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком; боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье - трусики во время медицинского осмотра).
Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но, если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.
Деятельность по предотвращению насилия над детьми невозможна без взаимодействия с учреждениями образования и здравоохранения, которые по роду своей деятельности постоянно находятся в непосредственном контакте с малолетними и несовершеннолетними, являющимися потенциальными жертвами педофилов
Категории лиц, склонных к совершению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Лица, склонные к совершению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних:
- лица, проживающие отдельно либо имеющих возможность уединяться в отдельном жилом доме (дача, дом в деревне, здания религиозных общин и т.д.), куда периодически ходят несовершеннолетние;
- лица, проводящие занятия с детьми без документов, разрешающих их проведение (рисование, спортивные занятия, музыка, развивающие занятия);
- лица, склонные к распитию спиртных напитков, курению, просмотров запрещенных видеофильмов и т.д.;
- лица, проповедующие различные формы религии и сект; - лица, бесцельно посещающие территорию детских образовательных и дошкольных учреждений, в которых не проходят обучение или воспитание их дети; - антисоциальные лица, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей;
- приемные семьи, детские дома семейного типа и т.п., в которых кроме приемных, имеются совершеннолетние биологические дети, не вступившие в законный брак;
-лица, которые безвозмездно неоднократно передают посторонним детям какие-либо предметы (телефоны, игрушки, сладости и т.п.), а также постоянно оказывают им знаки внимания;
- лица, которые открыто, предлагают несовершеннолетним вступить в половую связь, принять участие в откровенной видео - фотосъемке, либо показать посторонним интимные части тела;
- одинокие работники дошкольных учреждений и учреждений образования, медицинских учреждений, проводящих большое количество времени с детьми наедине (проведение дополнительных занятий, кружков, секций).
В своем большинстве преступники, совершающие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, находясь в детском возрасте, на себе испытали жестокое отношение со стороны родителей, законных представителей или посторонних взрослых, либо стали жертвами половых преступлений. В результате, став взрослыми, они продолжают на подсознательном уровне испытывать угрозу со стороны взрослых и начинают искать отношения с несовершеннолетними, т.е. с лицами, находящимися в возрасте до применения к ним насилия.
Еще один вид преступлений, это размещение, главным образом, на личных электронных страницах социальных сетей видеоролики, видеофильмы и фотографии порнографического содержания для всеобщего просмотра, граждане в большинстве случаев не догадываются о противоправности своих действий, либо полагают, что останутся вне досягаемости для правоохранительных органов, вместе с тем данные действия влекут уголовную ответственность
Немаловажную роль в распространении подобных преступлений сыграл Интернет. Социальные сети стали большим полем для деятельности педофилов. Статистика показывает, что каждый пятый ребенок в возрасте от 10 до 17 лет, пользующийся Интернетом, с его помощью получил предложения сексуального характера от взрослых пользователей. Каждому четвертому ребенку, вступившему через чаты в переписку с взрослыми пользователями, были показаны картинки и фотографии порнографического характера. «Сетевые педофилы» создают специализированные сайты, где общаются между собой, рассказывают друг другу об очередных «подвигах». Иногда совращение ребенка начинается прямо в Интернете и заканчивается встречами в реальной жизни, но чаще просто выведывается необходимое количество информации о ребенке, и, когда между собеседниками возникает определенная степень доверия, назначается встреча. В таком случае обычно она заканчивается насилием над ребенком и носит однократный характер.
Также необходимо обращать внимание нанесовершеннолетних резко изменивших свое поведение, а именно:
- ведут взрослые разговоры об интимной жизни;
- приобретают вещи и предметы, которые ранее им не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);
- увеличивается количество общений по средствам мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися их сверстникам;
- появляются денежные средства, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых дети не могут объяснить либо явно врут;
-отказываются продолжать ходить на частные занятия, резко меняют свое отношение с положительного на негативное, в отношении лица которое проводило занятия, при этом не могут объяснить причину своего поведения;
- отказываются, либо пытаются избежать прохождения планового медицинского обследования; - стараются больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становятся замкнутыми;
- боясь взрослых, о происходящем насилии рассказывают «по секрету» своим близким друзьям, жалуются на боли половых и внутренних органов.
Практика показывает, что в решении данных задач необходим комплексный подход как всех подразделений органов внутренних дел, так и иных заинтересованных: здравоохранения, образования, труда, занятости и социальной защиты, местных исполнительных и распорядительных органов и других. Более того, общественность не должна оставаться в стороне от столь глобальной проблемы. Надлежащая организация совместно работы позволит своевременно выявлять такие факты и оказывать всяческое воздействие на лиц, создающим невыносимые условия для жизни других.
Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
- Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
- Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
- Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
- Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
- Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
- Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
- Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
- Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
- Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
- Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечнососудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
- После окончания разговора сделайте подробную запись.
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
Источник: Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних от 08декабря 2015, утвержденным первым заместителем председателя Минского облисполкома И.Н.Макаром
Буклет вместе против насилия
Домашнее насилие - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Гражданин, пострадавший от домашнего насилия гражданин, который заявил, что в отношении него близким родственником, супругом (супругой), бывшим супругом (супругой) либо иными гражданами, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство были совершены действия физического, психологического, сексуального характера, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
ВИДЫ НАСИЛИЯ:
Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах.
Сексуальное насилие - это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.
Психологическое насилие - нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле.
Экономическое насилие - материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.
Насилие в семье – это реальная угроза для жизни.
План действий в случае насилия
- Договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры.
- Спрячьте запасные ключи от дома (машины), деньги, документы, одежду, лекарства, чтобы взяв их, Вы могли быстро покинуть дом в случае опасности.
- Заранее узнайте телефоны служб, где Вам могут оказать помощь.
- Заранее договоритесь с друзьями, родственниками о возможности предоставления Вам убежища в случае опасности.
Сегодня существует достаточно специалистов и организаций, к которым можно обратиться в любой момент, если вы страдаете от домашнего насилия. Поэтому, если ситуация в семье неблагоприятная или уже проявляются первые признаки насилия по отношению к вам, следует позаботиться о своей безопасности.
ГУ «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения» оказывает услугу временного приюта.
Для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в центре функционирует «кризисная комната».
«Кризисная комната» - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания
Услуга временного приюта оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми, по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).
При заселении в «кризисную комнату» гражданин предоставляет паспорт, пишет на месте заявление и с ним заключается договор на оказание услуги временного приюта, который определяет условия и период нахождения в «кризисной комнате».
Срок пребывания в ней зависит от конкретной жизненной ситуации.
В случае экстренной необходимости в получении услуги и отсутствия документа, удостоверяющего личность, услуга оказывается на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления. В случае утраты документа, удостоверяющего личность, гражданин обращается в органы внутренних дел для его восстановления.
Услуга временного приюта оказывается КРУГЛОСУТОЧНО.
За получением помощи и временного приюта Вы можете самостоятельно обратиться в ГУ «СРТЦСОН» по адресу:
ул. Козлова, 8, каб.10, телефон помощи 170, 234266.
Время работы Пн.- Пт. с 8.30 до 17.30 (перерыв 13.00-14.00)
Вам будет бесплатно предоставлено временное проживание, оказана психологическая, социальная, юридическая и другие виды помощи.
ТАКЖЕ ВАМ ПОМОГУТ:
О фактах домашнего насилия сообщайте в Солигорский РОВД по телефону 102 (круглосуточно).
Педагог-психолог ГУО «Социально-педагогического центра Солигорского района», окажет психологическую помощь несовершеннолетним - 80174 234558
Психологи УЗ «Солигорская центральная районная больница» - 80174233638 1253, 80174262541
КРУГЛОСУТОЧНАЯ БЕСПЛАТНАЯ «горячая линия» по вопросу о консультировании пострадавших от домашнего насилия +375(17) 311-00-99 (стационарный телефон), +375(29)101-73-73 (А1), +375(29)899-04-01 (МТС), с возможностью обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp)
Детская линия помощи для несовершеннолетних: 8-801-100-16-11
Задать online-вопрос психологу можно на сайте http://socialsoligorsk.by/
Так же найти нас можно в социальных сетях: ВКонтакте, группа «Всегда есть выход».
ГУ «СОЛИГОРСКИЙ РАЙОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Вместе
против насилия…
Наш адрес:
223710 г. Солигорск
ул. Козлова, 8, тел.:23-42-66
Телефон экстренной психологической помощи 170,
+37544-498 14 19
Консультация для родителей: «Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних»
Управление по образованию Солигорского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Старобинский детский сад № 1 Солигорского района»
Консультация для родителей:
«Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних»
Подготовил
Педагог-психолог
Курилович А.В.
Старобин, 2023
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, в настоящее время не теряет свою актуальность.
Под насилием понимают социальное явление, которое не зависит от возраста ребенка, его личностных особенностей, семейной ситуации. Принято считать, что, в основном, насилию подвергаются дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Однако последние исследования показывают, что жестокое обращение к детям применяют в семьях внешне благополучных и состоятельных.
Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Внедрен в практику деятельности Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.
При установлении фактов жестокого обращения родителей, физического и (или) психологического насилия по отношению к ребенку, несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Выделяют различные виды насилия: физическое, сексуальное, психологическое и др. Поскольку сталкивающиеся с насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для окружающих.
Так как же распознать, заметить, увидеть, что ребенок подвергался, или подвергается насилию, являлся свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия?
Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения, относятся к физическому насилию. Это – избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др.
Первое, на что стоит обратить внимание при выявлении насилия, это на появившиеся или участившиеся поведенческие и эмоциональные проблемы у несовершеннолетнего.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
- утрата гигиенических навыков (чаще всего это касается малышей).
Необходимо обратить внимание на появление невротических и психосоматических симптомов:
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
- головная боль, боли в области желудка и сердца;
- навязчивые страхи; расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
Появляются проблемы, связанные с познавательной сферой.
Происходят изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю …», «я не могу ездить в лифте»);
- неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение.
Становятся заметными изменения самосознания ребенка: снижение самооценки; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.
Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. По словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.
Особое внимание хотелось бы уделить ситуациям, наиболее сложным для распознания, когда ребенок подвергается исключительно психологическому или эмоциональному насилию, и которое практически всегда сопровождают другие виды насилия.
Эмоциональное и (или) психологическое насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, обвинение во всех возникающих проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т. д.
Одним из распостраненных видов насилия в современном обществе является отсутствие эмоционального реагирования. Все чаще встречаются эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Ты полный дурак, и это не исправить» и т. д.).
У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое или эмоциональное насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание.
Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобыребёнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.
Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка: беспокойство или тревожность, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, неумение контактировать с другими людьми, малое число друзей или их отсутствие, низкая самооценка.
Все чаще в последнее время мы слышим об участившихся случаях, касающихся половой неприкосновенности несовершеннолетних и сексуального насилия.
Поэтому следует обращать внимание на изменения в выражении сексуальности ребенка:
- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными движениями;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; трение о тело взрослого и др.).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются: повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить; порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; синяки и/или кровотечение в области половых органов или анального отверстия; жалобы на боль и зуд в области гениталий; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи.
Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей. Принуждение может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы.
К сексуальному насилию относится:
- демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;
- ласки и прикосновения к половым органам ребёнка;
- сексуальные игры и половой акт с ребёнком;
- демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания;
- вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции.
Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника.
Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы».
Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребёнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребёнка в том, что он должен хранить тайну.
Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными, могут возникать непосредственно после случившегося или проявляться позже.
Жизнь без конфликтов
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Как бороться со страхами
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
10 заповедей для родителей
Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by