Консультации воспитателя дошкольного образования

Консультация для родителей на тему: «Какие особенности словообразования есть у детей с общим недоразвитием речи?»

 Уважаемые родители!

Словообразование играет важную роль в жизни человека: пополняет словарный запас (образует новые слова), способствует установлению связей между частями речи.

Дети могут правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных («мяч» - «мячик»), некоторые относительные («деревянный») и притяжательные («мамин») имена прилагательные, приставочные глаголы («зашёл, вышел, перешёл»), для конструирования которых необходимо использовать наиболее простой и хорошо знакомый способ словообразования. При этом детям трудно усвоить значение нового слова, потому что они не понимают смысловые оттенки приставок и суффиксов. 

В речи детей с общим недоразвитием речи могут возникать ошибки: 

  • пропуски и замены приставок («зайти дорогу» вместо «перейти дорогу») и суффиксов («деревная» вместо «деревянная»);
  • пропуски или добавления гласных, слогов в новых словах («мехая» вместо «меховая»);
  • ошибки при образовании слов с помощью увеличительных («домище»), уменьшительно-ласкательных суффиксов («стульчик»), а также суффиксов со значением единичности («травинка»);
  • трудности при образовании притяжательных имен прилагательных («собачин» вместо «собачий»).

Недостатки в словообразовании мешают детям конструировать новые слова и пополнять лексику, что в свою очередь приводит к трудностям при составлении рассказов, общении с другими детьми. Перечисленные особенности носят стойкий характер и не преодолеваются без работы с ребенком не только в саду, но и дома. 

 

Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми!

свернуть

Консультация для родителей на тему: «Какие особенности составления предложений есть у детей с общим недоразвитием речи?»

Уважаемые родители!

Синтаксис помогает человеку облекать свои мысли в слова, подчиняя их определенному порядку. Благодаря синтаксису люди обмениваются информацией, понимают друг друга. Важно уметь грамотно составлять предложения, так как это способствует реализации ребенка в обществе, в личной и профессиональной жизни.

Для детей с общим недоразвитием речи характерно:

  • частое употребление простых предложений («Мама, дай куклу»);
  • из-за большого количества ошибок в словоизменении нарушается связь слов в предложении («Мы играл с машинкам» вместо «Мы играли с машинками»);
  • допускают ошибки при построении простых предложений с однородными членами: неправильно согласовывают однородные члены предложения, нарушают порядок слов в предложении. Например, «Мама купила спелая слива и вкусная» вместо «Мама купила спелые и вкусные сливы»;
  • встречаются ошибки в употреблении сложных предлогов («котик выглянул за дерева» вместо «котик выглянул из-за дерева»).

 Самые большие затруднения дети испытывают при образовании сложных предложений с разными придаточными:

  • опускают союзы («Я мою руки, прихожу домой» вместо «Когда я прихожу домой, я мою руки»);
  • пропускают часть составного союза («Я плачу, потому упал» вместо «Я плачу, потому что упал»);
  • выбирают не те союзы («Папа купил цветы, потому что поздравить маму» вместо «Папа купил цветы, чтобы поздравить маму»);
  • переставляют главную и придаточную часть местами («Конфеты закончились, потому папа их купил» (ребенок неправильно определил главную и придаточную часть, пропустил часть союза)).

Неправильное построение предложений мешает детям понимать речь других людей. С другой стороны, собеседнику трудно понять предложение, в котором много ошибок. Поэтому важно упражняться в построении предложений. Это можно делать по дороге из сада, во время разных бытовых ситуаций в домашних условиях. 

 

Уделите время своему ребенку – и он будет самым счастливым!

свернуть

Консультация для родителей на тему: «Какие особенности словоизменения есть у детей с общим недоразвитием речи?»

Уважаемые родители!

Словоизменение играет важную роль в понимании и использовании речи. Например, словосочетания «дай куклу», «дай кукле» отличаются только окончанием, но несут разное практическое значение. 

Для детей с общим недоразвитием речи характерны ошибки:

  • в падежных окончаниях имен существительных («ем ложкам» вместо

«ем ложкой»)

  • смешение окончаний имен существительных мужского и женского рода («нет карандаша и ручка» вместо «нет карандаша и ручки»);
  • склонение имен существительных среднего рода по типу склонения имен существительных женского рода («вижу небу» вместо «вижу небо»);
  • неправильные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный в косвенных падежах («много тучев» вместо «много туч»);
  • неверное употребление вида глаголов (путают формы глаголов, отвечающие на вопросы: что делает? что сделает?);
  • смешение временных и видовых форм глаголов («Я завтра поспал» вместо «Я завтра буду спать»);
  • ошибки в управлении («скучает по нас» вместо «скучает по нам»);
  • неправильное согласование имен существительных и имен прилагательных, особенно среднего рода («голубой небо» вместо «голубое небо»);
  • ошибки в согласовании имен числительных с именами существительными в косвенных падежах («о пяти конфеты» вместо «о пяти конфетах»);
  • неправильное согласование имен существительных и глаголов («ем ложкам» вместо «ем ложкой»).

Перечисленные выше ошибки мешают детям с общим недоразвитием речи грамотно и понятно выражать свои мысли и без специально организованной работы не исправляются. Поэтому важны не только занятия с логопедом в саду, но и систематическая работа дома.

 

Ваши дети - самые лучшие!

свернуть