Консультации воспитателя дошкольного образования
Консультация для родителей на тему: «Какие особенности словообразования есть у детей с общим недоразвитием речи?»
Уважаемые родители!
Словообразование играет важную роль в жизни человека: пополняет словарный запас (образует новые слова), способствует установлению связей между частями речи.
Дети могут правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных («мяч» - «мячик»), некоторые относительные («деревянный») и притяжательные («мамин») имена прилагательные, приставочные глаголы («зашёл, вышел, перешёл»), для конструирования которых необходимо использовать наиболее простой и хорошо знакомый способ словообразования. При этом детям трудно усвоить значение нового слова, потому что они не понимают смысловые оттенки приставок и суффиксов.
В речи детей с общим недоразвитием речи могут возникать ошибки:
- пропуски и замены приставок («зайти дорогу» вместо «перейти дорогу») и суффиксов («деревная» вместо «деревянная»);
- пропуски или добавления гласных, слогов в новых словах («мехая» вместо «меховая»);
- ошибки при образовании слов с помощью увеличительных («домище»), уменьшительно-ласкательных суффиксов («стульчик»), а также суффиксов со значением единичности («травинка»);
- трудности при образовании притяжательных имен прилагательных («собачин» вместо «собачий»).
Недостатки в словообразовании мешают детям конструировать новые слова и пополнять лексику, что в свою очередь приводит к трудностям при составлении рассказов, общении с другими детьми. Перечисленные особенности носят стойкий характер и не преодолеваются без работы с ребенком не только в саду, но и дома.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми!
Консультация для родителей на тему: «Какие особенности составления предложений есть у детей с общим недоразвитием речи?»
Уважаемые родители!
Синтаксис помогает человеку облекать свои мысли в слова, подчиняя их определенному порядку. Благодаря синтаксису люди обмениваются информацией, понимают друг друга. Важно уметь грамотно составлять предложения, так как это способствует реализации ребенка в обществе, в личной и профессиональной жизни.
Для детей с общим недоразвитием речи характерно:
- частое употребление простых предложений («Мама, дай куклу»);
- из-за большого количества ошибок в словоизменении нарушается связь слов в предложении («Мы играл с машинкам» вместо «Мы играли с машинками»);
- допускают ошибки при построении простых предложений с однородными членами: неправильно согласовывают однородные члены предложения, нарушают порядок слов в предложении. Например, «Мама купила спелая слива и вкусная» вместо «Мама купила спелые и вкусные сливы»;
- встречаются ошибки в употреблении сложных предлогов («котик выглянул за дерева» вместо «котик выглянул из-за дерева»).
Самые большие затруднения дети испытывают при образовании сложных предложений с разными придаточными:
- опускают союзы («Я мою руки, прихожу домой» вместо «Когда я прихожу домой, я мою руки»);
- пропускают часть составного союза («Я плачу, потому упал» вместо «Я плачу, потому что упал»);
- выбирают не те союзы («Папа купил цветы, потому что поздравить маму» вместо «Папа купил цветы, чтобы поздравить маму»);
- переставляют главную и придаточную часть местами («Конфеты закончились, потому папа их купил» (ребенок неправильно определил главную и придаточную часть, пропустил часть союза)).
Неправильное построение предложений мешает детям понимать речь других людей. С другой стороны, собеседнику трудно понять предложение, в котором много ошибок. Поэтому важно упражняться в построении предложений. Это можно делать по дороге из сада, во время разных бытовых ситуаций в домашних условиях.
Уделите время своему ребенку – и он будет самым счастливым!
Консультация для родителей на тему: «Какие особенности словоизменения есть у детей с общим недоразвитием речи?»
Уважаемые родители!
Словоизменение играет важную роль в понимании и использовании речи. Например, словосочетания «дай куклу», «дай кукле» отличаются только окончанием, но несут разное практическое значение.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны ошибки:
- в падежных окончаниях имен существительных («ем ложкам» вместо
«ем ложкой»);
- смешение окончаний имен существительных мужского и женского рода («нет карандаша и ручка» вместо «нет карандаша и ручки»);
- склонение имен существительных среднего рода по типу склонения имен существительных женского рода («вижу небу» вместо «вижу небо»);
- неправильные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный в косвенных падежах («много тучев» вместо «много туч»);
- неверное употребление вида глаголов (путают формы глаголов, отвечающие на вопросы: что делает? что сделает?);
- смешение временных и видовых форм глаголов («Я завтра поспал» вместо «Я завтра буду спать»);
- ошибки в управлении («скучает по нас» вместо «скучает по нам»);
- неправильное согласование имен существительных и имен прилагательных, особенно среднего рода («голубой небо» вместо «голубое небо»);
- ошибки в согласовании имен числительных с именами существительными в косвенных падежах («о пяти конфеты» вместо «о пяти конфетах»);
- неправильное согласование имен существительных и глаголов («ем ложкам» вместо «ем ложкой»).
Перечисленные выше ошибки мешают детям с общим недоразвитием речи грамотно и понятно выражать свои мысли и без специально организованной работы не исправляются. Поэтому важны не только занятия с логопедом в саду, но и систематическая работа дома.
Ваши дети - самые лучшие!