Дети и гаджеты
В наше время гаджеты так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер, планшет, смартфон - такие же привычные вещи, как и автомобили и электрическое освещение. Однако родителей очень волнует влияние гаджетов на развитие их детей. Безопасен ли он? Этим опасениям есть основания, и не только потому что это электромагнитное излучение. Самый большой вред любого гаджета в том же, в чем и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред гаджеты приносят в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают правила, чтобы не испортить зрение, не искривить позвоночник, не обрести ожирение и зависимость от гаджета, и как следствие, дефициты в развитии, особенно если мы говорим о ребёнке.
Вот некоторые законы развития мозга, которые смартфоны, планшеты, компьютеры и телевизоры нарушают.
- Дошкольник должен познавать мир всем телом. И только к школе должна появиться продолжительная статичность (что, кстати говоря, мозгу тоже не нравится). Ребёнок, поглощенный смартфоном, планшетом, двигаться перестает совсем.
- При работе с гаджетом мозг посылает колоссальный объем сигналов к мышцам: беги от монстра, прыгай с ребятами на экране, полетай с драконом и т.д. Ребёнок всем мозгом участвует во всём, что происходит на экране. А тело всё так же обездвижено. Нарушается целостная гармоничная связь мозга с телом. Появляются мышечные напряжения (а они очень сильно нарушают здоровое функционирование мозга).
- Перегружается нервная система, т.к. электромагнитное излучение от современных гаджетов оказывает негативное влияние на центральную нервную систему, причём наиболее уязвим именно детский организм. Дети, регулярно использующие гаджеты, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. В жизни кадры перед глазами не сменяют друг друга так быстро, мозг имеет возможность перезагружаться. Детская нервная система не готова к поглощению такого потока информации без возможности отдохнуть.
- Не формируется фонематический слух. Плоский звук нарушает процесс переработки аудиальной информации.
- Ослабевают глазодвигательные мышцы, т.к. в норме ребёнок для получения визуальной информации прослеживает глазами горизонтальные и вертикальные линии, чего не происходит с ребенком, увлечённым гаджетом. А глазодвигательные мышцы активизируют зоны мозга, отвечающие за концентрацию внимания и активность мозга.
А что происходит с ребёнком в психологическом плане?
- Ребёнок приобретает форму пассивного отношения к миру, ведь для получения развлечения, удовольствия и даже информации не нужно делать ничего.
- Истерики вследствие перегруза нервной системы.
- Эмоциональное напряжение. Мышечные зажимы обязательно переходят в эмоциональное напряжение, отсюда агрессивное поведение, чрезмерная замкнутость, неврозы.
- Нарушается здоровая коммуникация.
Остановимся на том, каково отрицательное влияние гаджетов на речевое развитие ребенка.
Раннее начало взаимодействия с гаджетами вызывает задержку речевого развития. Некоторые родители ошибочно полагают, что при помощи смартфона, компьютера, планшета ребёнок сможет развиваться самостоятельно, ведь доступно такое обилие мультфильмов и игр, которые презентуются как развивающие. Действительно, гаджеты могут нести развивающую функцию, однако следует учесть, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, смартфона или планшета, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов.
Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие видеоролики или компьютерные игры не могут заменить общения родителей со своими детьми.
Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности ребёнка способны обеспечить нормальное речевое развитие. Для развития мышления нужна речь, для развития речи нужен диалог, а не экран.
Психика ребёнка устроена таким образом, что получая информацию (в том числе из гаджета), ему обязательно нужно ею с кем-то поделиться, обсудить увиденное и услышанное. И если нет такой возможности, дети становятся молчунами. А как следствие, страдает внутренняя речь, в которой формируется всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Они теряют способность и желание чем-то себя занять. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их мало что интересует и увлекает. Безусловно, невозможно совсем оградить наших детей от гаджетов, но мы, взрослые, можем минимизировать вред и показать ребенку, как применять гаджет с пользой, при этом учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, а также соблюдая меру.
Сколько времени ребенок может провести за гаджетом, чтобы это было безопасно? До трёх лет не рекомендуется давать детям гаджеты. В 3-5 лет рекомендованное общее экранное время не должно превышать 20 минут в день (суммарно). В 5-7 лет общее экранное время может составлять до 30 минут в день. С 5 лет экранное время можно объединять и разрешать ребенку вместо ежедневных 30 минут раз в неделю посмотреть мультфильм продолжительностью до полутора часов. Важно отметить, что необходимо с вниманием отнестись, что именно смотреть, а лучше смотреть вместе. Также обращаем внимание на то, не нарушена ли социализация, достаточно ли двигается ребенок, умеет ли самостоятельно играть (не в гаджет), т.к. в противном случае от использования любых гаджетов придётся отказаться, а также необходимо получить консультацию специалиста, чтобы выяснить, гармонично ли развивается ребёнок, чтобы в случае необходимости как можно быстрее восполнить дефициты в развитии.
Конечно, бывают ситуации, когда жизненно необходимо, чтобы ребенок не мешал, однако старайтесь не злоупотреблять гаджетами в этих целях, обучайте ребенка и другим интересным занятиям, показывайте личный пример. Ежедневно находите время, которое вы можете посвятить только ребенку, не отвлекаясь на телефон, телевизор, работу. Читайте книги вместе, готовьте вместе еду, делайте совместные велопрогулки, гуляйте по новому маршруту, обсуждайте увиденное.
Успехов!